Скачать:

PDF

Автор: Лазарь Милентиевич
Сведения об авторе:

PhD, доцент философского факультета, Университет в Нови-Саде, ул. Др Зорана Джинджича д. 2, 21102 г. Нови-Сад, Сербия.

https://orcid.org/0000-0001-6365-4886

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Милентиевич Л. «На пороге вечности»: метафизика образа Свидригайлова // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 4 (24). C. 237–258. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-4-237-258

Дата поступления: 29.04.2023
Дата публикации: 25.12.2023
Номер журнала: № 4 (24) 2023
Рубрика: Поэтика. Контекст
Страницы: 237-258
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-4-237-258
EDN:

https://elibrary.ru/VULQMR

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83+83.3(2=411.2)+86.2
Ключевые слова: «Преступление и наказание», Свидригайлов, вечность, христианство, язычество.
Аннотация: В статье на примере образа Свидригайлова рассматривается соотношение языческой и христианской темы как доминанты религиозно-философской мысли Достоевского. Основание данного подхода лежит в том, что в творчестве и письмах Достоевского явственно обнаруживается интерес к разным философским тенденциям, которые часто шли вразрез с официальным учением православной церкви, на основании чего можно говорить о религиозном «синкретизме» в творчестве Достоевского. Одним из самых наглядных и убедительных примеров религиозного «синкретизма», подразумевающего напластование мистических и языческих картин, пересекающихся с христианской темой, является образ Свидригайлова. Важнейшим в статье является анализ концепции вечности Свидригайлова, который наравне с Раскольниковым создает философский и религиозный слой в романе «Преступление и наказание». В статье подчеркивается, что в центре метафизической проблематики Свидригайлова находится понятие вечности, образно выражающей его видение сущего и сопряженной с «теперь» границей, которая относится к настоящему времени. Предлагается проследить возможные временно-пространственные, космологические и (анти)теологические истоки вечности Свидригайлова, которая получила выражение в образе «бани с пауками», соотносящейся со вторым пришествием Христа в исповеди Мармеладова и Новым Иерусалимом, о котором упоминает Раскольников. В статье указывается на мифологическую насыщенность, а также на потустороннюю «окрашенность» образа Свидригайлова по отношению к другим героям романа. Он вызывает особенное чувство «инаковости» и «несоотносимости» с окружающим миром, в соответствии с чем на его концепцию вечности наслаивается фон видений и галлюцинаций, слухов и темных предысторий, импульсивных поступков и крайне «неоднозначных» будущих планов.

Список литературы

1. Августин, 1998–2000 — Блаженный Августин. Творения: в 4 т. СПб.; Киев: Алетейя-Уцимм-Пресс, 1998–2000.

2. Ассман, 2004 — Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

3. Вениамин (Новик) 2007 — Игумен Вениамин (Новик). Христианские персонализм и дионисизм Ф.М. Достоевского. 2007. Октябрь, № 9. URL: https://magazines.gorky.media/october/2007/9/hristianskie-personalizm-i-dionisizm-f-m-dostoevskogo.html (дата обращения: 25.04.2023).

4. Зеньковский, 1986 — Зеньковский В.В. Федор Павлович Карамазов// ОДостоевском. Сборник статей. Paris: Amga editions, 1986. С. 185–206. 5. Касаткина, 2015 — Касаткина Т.А. Священное в повседневном. Двусоставных образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

6. Клейман, 1978 — Клейман Р.Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 1978. Вып. 3. С. 21–40.

7. Лодзинский, 1992 — Лодзинский В.Э. «Тайна» Свидригайлова (Одна из «поворотных век» в работе Достоевского над романом «Преступление и наказание» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 1992. Вып. 10. С. 63–76.

8. Мережковский, 2000 — Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество. М.: Наука, 2000. 588 c.

9. Мочульский, 1980 — Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. Paris: YMCA-PRESS, 1980. 561 с.

10. Петров, 1997 — Петров Г. Евангелие как основа жизни. М.: Православ. Братство Св. Апостола Иоанна Богослова, 1997. URL: http://www.wco.ru/biblio/books/petrov1/Main.htm (дата обращения: 25.04.2023).

11. Поддубная, 1994 — Поддубная Р.Н. Двойничество и самозванство // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 1994. Вып. 11. С. 28–40.

12. Померанц, 1990 — Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М.: Советский писатель, 1990. 387 с.

13. Розанов 1999 — Розанов В.В. Предисловие // Собр. соч. М.: Республика, 1999. Т. 10: Во дворе язычников / под. общ. ред. А.Н. Николюкина. С. 5–8.

14. Розанов, 1999 — Розанов В.В. О древнеегипетской красоте // Собр. соч. М.: Республика, 1999. Т. 10: Во дворе язычников / под. общ. ред. А.Н. Николюкина. С. 15–46.

15. Розанов, 2008 — Розанов В.В. Необходимое самооправдание // Собр. соч. М.: Республика, 2008. Т. 26: Религия и культура. — Статьи и очерки 1902–1903 г. / под. общ. ред. А.Н. Николюкина. С. 308–312.

16. Розанов, 1995 — Розанов В.В. Памяти Ф.М. Достоевского // Собр. соч. М.: Республика, 1995. Т. 4: О писательстве и писателях / под. общ. ред. А.Н. Николюкина. С. 198–204.

17. Сараскина, 2010 — Сараскина Л.И. «Наметив подходящую жертву…» Стандарты интерпретаций // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2010. № 27. С. 231–246.

18. Сидоров, 1993 — Сидоров А.И. Комментарии // Творения преподобного Максима Исповедника. М.: Мартис, 1993. Кн. I: Богословские и аскетические трактаты / пер., вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова. С. 263–346.

19. Соловьев, 1911–1914 — Соловьев В.С. Собр. соч.: в 10 т. СПб.: Книг. тов. Просвещение, 1911–1914.

20. Тихомиров, 2011 — Тихомиров Б.Н. Другой Свидригайлов: неосуществленный замысел Достоевского начала 1867 года (наблюдения и гипотезы) // Три Века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Ф.М. Достоевский: о творчестве и судьбе. К 190-летию со дня рождения. Межвузовский сборник научных трудов. М.; Иркутск: ФБГОУ ВПО, 2011. Вып. 25. С. 141–152.

21. Тихомиров, 2005 — Тихомиров Б.Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. СПб.: Серебряный век, 2005. 472 c.

22. Франк, 2011 — Франк С.Л. Свет во тьме. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2011. 832 c.

23. Флоренский, 2003 — Флоренский П. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: АСТ, 2003. 640 с.

24. Экхарт, 2000 — Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. СПб: Азбука, 2000. 255 с.